Детали проекта по созданию Почтового банка вчера обнародовали в ходе совместной пресс-конференции глава ВТБ Андрей Костин, а также главы Минкомсвязи Николай Никифоров и «Почты России» Дмитрий Страшнов. Как сообщалось ранее, проект будет реализован на базе Лето-банка - розничной «дочки» группы ВТБ, где у ВТБ останется 50% плюс 1 акция, оставшуюся долю через вновь созданную «дочку» у группы выкупит «Почта России». Цена сделки пока неизвестна - due diligence еще не завершен. Возглавит банк, скорее всего, нынешний глава Лето-банка Дмитрий Руденко, по словам Андрея Костина, это «единственный кандидат со стороны ВТБ». Кто помимо Дмитрия Руденко войдет в правление банка, пока не решено. «Этот вопрос будет обсуждаться наблюдательным советом, а его состав определяется акционерным соглашением, которое должно быть разработано в ноябре», - пояснил Дмитрий Руденко. Впрочем, кандидатура главы наблюдательного совета создаваемого Почтового банка уже согласована с правительством - им станет Николай Никифоров.
Планируется, что пилотный проект по предоставлению банковских услуг на почте в тестовом режиме заработает в Москве и Подмосковье уже в октябре. Всего таких окон в ближайшие три года будет открыто 20 тыс. штук. Полноценные офисы в отделениях «Почты» (15 тыс.) начнут открываться с 2016 года.
Для ВТБ реализация нового проекта будет менее дорогостоящей, чем в случае с Лето-банком. Объем инвестиций ВТБ в совместный проект составит 16 млрд руб., тогда как в Лето-банк он планировал вложить 25 млрд руб., из которых уже инвестировано 20 млрд руб. Лето-банку, созданному в 2012 году, для выхода на безубыточность акционер отводил пять лет. В случае с Почтовым банком прогноз более оптимистичный - прибыль ожидается уже по итогам 2016 года. «В большей степени - за счет вклада Лето-банка (его прибыль с начала 2015 года - 976 млн руб.- 'Ъ')», - отмечает Дмитрий Руденко. К 2023 году, когда Почтовый банк закончит выплачивать «Почте России» инфраструктурный платеж 47 млрд руб. за использование его отделений, прибыль банка составит 20 млрд руб. Однако первые дивиденды акционеры рассчитывают получить в 2020 году, по прогнозу Николая Никифорова, - 13 млрд руб.
Зарабатывать Почтовый банк, по крайней мере на первом этапе, будет исключительно на обслуживании частных клиентов, число которых, по прогнозам ВТБ, составит 20 млн человек. Половина из них - пенсионеры. Кредитования юридических лиц в банке пока не будет. «Не исключено, что к вопросу работы с корпоративными клиентами мы все же придем к концу 2016 года, однако речь может идти лишь о расчетно-кассовом обслуживании, так как появление в группе ВТБ еще одного банка, кредитующего малый и средний бизнес помимо ВТБ 24, вряд ли целесообразно», - пояснил «Ъ» Дмитрий Руденко. Через десять лет - к 2025 году - объем кредитного портфеля Почтового банка должен составить 418 млрд руб., при этом средний размер кредита наличными в банке составит 110 тыс. руб., средний лимит по кредитной карте - 15−18 тыс. руб., залоговое кредитование не предусмотрено. По словам Дмитрия Руденко, ориентир по марже (разница между процентными доходами и расходами) - примерно 7%. «В отчаянное кредитование мы играть не собираемся, это будет консервативный банк», - пояснил «Ъ» Дмитрий Руденко. При этом нарастить депозитную базу предполагается даже больше, чем кредитный портфель, - до 577 млрд руб. за десять лет.
Планы ВТБ и «Почты России» аналитики считают чересчур амбициозными. «Рынок розничного кредитования сейчас в очень тяжелой ситуации - новых заемщиков на нем не появляется, а у существующих повышенная долговая нагрузка и падение реальных доходов, - отмечает аналитик Fitch Дмитрий Васильев.- В то же время для покрытия рисков, связанных с кредитованием населения в удаленных регионах России с низким уровнем финансовой грамотности и доходов, заявленной маржи будет недостаточно». По его словам, у банков потребкредитования чистая процентная маржа колеблется около 15%, и практика показывает, что даже этого недостаточно для прибыльности: необеспеченная розница для «уличных» клиентов сейчас глубоко убыточна за редким исключением. «Расширение филиальной сети и выход в регионы на фоне растущего числа людей, предпочитающих пользоваться дистанционным банковским обслуживанием, само по себе несколько запоздало, - отмечает аналитик ФГ БКС Ольга Найденова.- Хотя пенсионеры, которые могут быть целевой аудиторией Почтового банка, с финансовой точки зрения достаточно дисциплинированы, это не растущий, а все более сужающийся сегмент, поэтому экономика звучит излишне оптимистично».
Ольга Шестопал