Антирекорд: аренда минских офисов за год подешевела на треть

По его словам, Минск продолжает прирастать офисными объектами. Объем пустующих площадей в современных зданиях за год вырос в два раза - до 60 тыс. кв.м. «Однако спрос на рынке не поспевает за предложением, что оказывает давление на ставки. В результате стоимость аренды опустилась до самого низкого уровня последних 10 лет. Сейчас аренду офиса в бизнес-центрах класса A в среднем предлагают за 22 евро за 1 кв. м с НДС, класса B - за 14 евро, а класса C - за 9 евро», - отметил специалист.

аренда минских офисов

При этом он подчеркнул, что наибольший интерес в Минске представляют офисы по 10−15 евро с НДС за 1 кв. м, их доля в структуре спроса достигла 66%. В более дорогие офисы (15−20 евро) «сейчас готовы переехать лишь 17% потенциальных арендаторов, тогда как годом ранее их было вдвое больше», сказал Жданьков.

Рынок равняется на новые бизнес-центры B-класса, способные предложить больший уровень комфорта и лучшие ставки, отметил эксперт. Среди самых ожидаемых - бизнес-центры Fortune (в составе «Тивали»), «Красавiк» и Dana Center. Среди введенных объектов высокий интерес арендаторов остается к Amtel, «Башне Европы» и Gradient. «Сейчас снизилась разница между ставками аренды на объекты классов B и C. Компаниям стало выгоднее переехать в новый бизнес-центр с более качественными характеристиками», - отметил специалист.

«Все больше бизнес-центров в Минске возводится единым собственником для последующей сдачи в аренду. Рынок долевого строительства офисных объектов уходит в прошлое, число новостроек с двумя и более владельцами за год сократилось на 40%», - обращает внимание Жданьков. Важным показателем стало наличие управляющей компании, бизнес-центры начинают напоминать отели, работающие по принципу «все включено».

По его словам, «на рынке началась миграция арендаторов: компании покидают устаревшие офисные объекты с несговорчивыми собственниками». Наиболее активно подыскивают новые офисы IT-компании, финансовые организации и «дочки» международных корпораций. Некоторые из них предъявляют к объектам специфические требования.

Чтобы привлечь арендаторов, девелоперы снижают ставки и предоставляют бонусы. «Для рынка стали нормой арендные каникулы от трех месяцев до полугода, хотя еще пару лет тому назад такой практики не было», - подчеркнул руководитель проектов.

Ключевые критерии при выборе бизнес-центров остались прежними: местоположение, объемно-планировочные решения и величина арендных ставок. Среди других факторов - просторный паркинг, круглосуточный доступ в здание, климат-контроль, панорамные виды и т. д. В бизнес-центрах появляются велопарковки, открываются фитнес-центры и рестораны. «На первое место выходит забота о персонале и репутации компании. Застройщики стараются 'усложнять' объекты. Кстати, точно так же поступают европейские и американские девелоперы», - обратил внимание эксперт.











Власти Севастополя хотят снести здания вблизи пляжа Хрустальный

НАЗ Сокол начал подготовку производства для выпуска самолета Ил-114

В Волгограде ФОК в Кировском районе сдадут до 30 декабря 2015 года