Будущую суперверфь 'Звезда' в Приморье накачивают заказами и деньгами

Владивосток, 9 сентября.

Судостроительный комплекс «Звезда», который с 2009 года безуспешно пытаются создать в Большом Камне Приморского края разные госкомпании, в очередной раз получает «импульс к развитию». Активизация деятельности и заявлений вокруг проекта произошла после решения президента РФ Владимира Путина выделить ответственной за создания суперверфи «Роснефти» 60 млрд рублей из средств «Роснефтегаза» - вместо ранее запрашиваемых Игорем Сечиным 89 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Вслед за этим еще несуществующая верфь «Звезда» получила и свой первый заказ на строительство судов. Заказчиком выступила сама «Роснефть», которая, по словам ее президента Сечина, этим демаршем «подала пример остальным недропользователям». Способствовать их приходу на «Звезду» собираются и в российском правительстве, сообщает PrimaMedia со ссылкой на федеральные СМИ и собственные источники.

О решении вопроса государственной поддержки проекта СК «Звезда» президент РФ Владимир Путин сообщил, выступая 4 сентября на пленарном заседании Восточного экономического форума во Владивостоке.

«Мною принято решение с целью ускорения модернизации дальневосточного судостроительного комплекса 'Звезда' инвестировать из ресурсов компании 'Роснефтегаз' 60 млрд рублей», - сказал он, подчеркнув, что эти средства должны быть эффективно использованы.

«Исхожу из того, что средства для всей программы модернизации этого завода - а это 146 млрд рублей - являются обязательствами и 'Роснефти', и Газпромбанка», - добавил Путин.

Напомним, что ранее «Роснефть» просила выделить на создание судоверфи 89 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, но ее заявка так и не была одобрена.

Впрочем, после заявления президента на ВЭФ, глава «Роснефти» Игорь Сечин рассказал «Интерфаксу», что его компания в средствах ФНБ больше не нуждается. Вместо них «Роснефть» заинтересовалась получением средств от «Роснефтегаза».

Как объяснил агентству Игорь Сечин, средства ФНБ привлекаются не напрямую, а через банки, по «не совсем выгодным» процентным ставкам. Сейчас компания рассчитывает на средства «Роснефтегаза», которые, по его словам, являются «льготным инструментом». Глава «Роснефти» отметил, что компания согласилась на уменьшение суммы по сравнению с той, что запрашивала из ФНБ.

«Нас просило Министерство экономического развития представить ряд перспективных проектов - мы их представили… Мы генерируем нормальный денежный проток, который обеспечивает проекты компаний. Судостроение - это дополнительное задание, которые мы получили от президента и правительства, поэтому рассчитывали на поддержку», - сказал Сечин.

На полях ВЭФ «Роснефть» не только решила вопрос финансовой господдержки, но и обеспечила создаваемую судоверфь первыми заказами, а именно, подписала соглашение с Дальневосточным центром судостроения и судоремонта (ДЦСС) о строительстве на «Звезде» двух многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса.

Дополнительно условиями контракта предусмотрен опцион на строительство еще двух аналогичных серийных судов, отмечается в пресс-релизе, размещенном на сайте нефтяной компании.

«Сегодня мы разместили пилотный заказ на строительство высокотехнологичных судов на заводе 'Звезда'. Мы дали старт практической реализации задачи, поставленной президентом России, по локализации производства морской техники на Дальнем Востоке, и рассчитываем, что этому примеру последуют и другие недропользователи, работающие на шельфовых лицензионных участках, а также судоходные компании», - прокомментировал подписание контракта сам Игорь Сечин.

Федеральные СМИ раннее сообщали о нежелании «Роснефти» быть единственным заказчиком судов и техники на создаваемой верфи, в проект планировали привлекать другие отечественные нефтегазовые компании.

В частности, газета «Коммерсант» в августе сообщала о том, что Игорь Сечин просил Владимира Путина обязать добытчиков углеводородов на шельфе размещать заказы на строительство судов и морской техники на «Звезде», а не за границей, как делается сейчас. Как отреагировал президент на это предложение, не сообщалось.

Однако, на днях с созвучной предложению Игоря Сечина инициативой выступил Минприроды РФ, которое предложило с 2019 года сделать размещение заказов на суда на российских судостроительных предприятиях обязательным условием для получения «шельфовых» лицензий.

Формированию дальнейшего заказа «Звезды» большое внимание уделяют и в более высоких кабинетах правительства, в частности, свое слово сказал и непосредственный куратор строительства суперверфи вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

«Надо говорить не столько о самом строительстве завода, сколько о формировании единого консолидированного заказа на создание морской техники и судов, которые мы и предполагаем размещать, прежде всего, на заводе 'Звезда' в Большом Камне и на других наших судостроительных мощностях, которые есть у нас в потенциале ОСК (Объединенная судостроительная корпорация - прим.ред.)», - заявил Рогозин на заседании Морской коллегии во вторник, 8 сентября.

Он отметил, что создание судоверфи «Звезда» должно вестись с внедрением российских технологий, передает «Коммерсант».

По информации Минпромторга, российским нефтегазовым компаниям, в том числе «Роснефти», «Газпрому», НОВАТЭКу и ЛУКОЙЛу, необходимо более 270 судов и объектов морской техники.

Согласно плану «Роснефти», строительство судоверфи «Звезда» в Приморье будет вестись в три этапа. Заключительный период планируется на 2022−2024 годы. Начиная с 2016 года на комплексе «Звезда» планируется построить 59 единиц судов и морской техники на общую сумму в 2,5 трлн рублей, сообщил на том же заседании коллегии замглавы Минпромторга Андрей Дутов.

По словам Дутова, продуктовая линейка стройщейся верфи предусматривает строительство судов для обеспечения деятельности буровых платформ, транспортных судов по перевозке углеводородов, в том числе высокого ледового класса, морских и наземных нефтегазовых сооружений и буровых платформ, возможность строительства судов и морской техники длиной до 300 метров, шириной до 50 метров, высотой борта до 26 метров.

Замминистра напомнил, что объем инвестиционного финансирования был определен разработчиками бизнес-плана в размере 145,5 млрд рублей, включая ранее понесенные расходы в размере 20,6 млрд рублей.

«Финансирование будет осуществляться следующим образом: 60 млрд будут выделены за счет государства, это средства 'Роснефтегаза', 3 млрд - компенсация процентных ставок, которая предусмотрена в ФЦП по развитию судостроения и техники для освоения шельфовых проектов, все остальное - средства акционеров. Решение по финансированию принято», - заявил Дутов, слова которого передает ТАСС.

От РИА PrimaMedia напомним, что судостроительный комплекс «Звезда» строится в городе Большой Камень Приморского края с 2009 года. Первоначально проект создавали и начали реализовывать ОСК и южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME, подразделение концерна Daewoo).

Впоследствии в 2012 году DSME вышел из проекта, а ОСК уступила пакет из 75% минус две акции ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), включающий ДВЗ «Звезда» и ряд других судостроительных площадок, и консорциуму «Современные технологии судостроения», созданный «Газпромбанком» и «Роснефтью».

В прошлом году стоимость строительства верфи оценивалась в 111,7 млрд рублей, пусковой очереди - 60 млрд рублей. На данный момент проект оценивается уже в 149 млрд рублей, новая стоимость стартовой очереди не озвучивалась.

Стоит отметить, что ранее планировалось запустить первую очередь проекта в 2016 году, однако сейчас старт перенесен на 2018−2019 годы.











ОСК: блэкаут в Крыму не повлиял на работу судостроительных предприятий

На Кубани фермеры из Италии хотят выращивать табак

Около 800 деревьев снесут в Иркутске для расширения автомобильных дорог