Росимущество впервые с 2012 года приступило к подготовке открытых аукционов по продаже конфискованных автомобилей. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе ведомства. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ, ранее запретившей продавать конфискат, подтвердили, что соответствующие правовые изменения были согласованы с Росимуществом. Открытые аукционы начнут проводиться ведомством с начала сентября, так как сейчас происходит переоценка и оценка всего имущества, ранее стоявшего на складах. В торгах смогут участвовать и физические, и юридические лица. Сейчас у Росимущества скопилось уже около 2 тыс. транспортных средств. Большинство конфискованных автомобилей - иномарки, в частности, на складах стоят BMW, Mercedes, Audi, Porsche, Toyota, Land Rover. Среди отечественных брендов бесхозными оказались машины Lada, УАЗ и ГАЗ. На данный момент ведомством проведена рыночная оценка только 30% автомобилей, их общая стоимость составляет чуть больше 45 млн рублей.
- С момента разрешения ФАС до торгов должно пройти время, так как за время, пока автомобили не продавались, изменились рыночные цены, а некоторое имущество обветшало или пришло в негодность, - сказали в пресс-службе. - Нужно, чтобы товар соответствовал требованиям рынка, и необходимо определить начальную цену автомобилей.
В ведомстве добавили, что с торгов осенью будут продавать и другие категории товаров, переоценку которых также нужно будет произвести.
Напомним, конфискация имущества регулируется ст. 104 УК РФ. Так, безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства денег, ценностей и иного имущества производится, если они получены в результате совершения преступлений, таких как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека и пр. Также автомобиль конфискуется, если он является предметом незаконного перемещения через таможенную границу.
Возможность купить ранее конфискованный у правонарушителей автомобиль у россиян была до 2012 года. Постановлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 10 января того же года продажа с торгов бесхозного и иного обращенного в собственность государства имущества была приостановлена.
По информации пресс-службы Росимущества, каждый автомобиль, обращенный в государственное имущество, проходит экспертизу ведомства, по итогам которой устанавливается, возможно ли использовать предмет «по обычному предназначению» и безопасен ли он для жизни и здоровья человека.
- Транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам и состоянию уже не могут быть допущены к участию в дорожном движении, направляются на «утиль», то есть передаются чаще всего на переработку или полное уничтожение, - рассказали в пресс-службе.
Как пояснил заместитель руководителя управления Росимущества в Республике Мордовия Евгений Шерстобитов, реализовывать с торгов возможно будет только автомобили, экологический класс которых не ниже «Евро-4» (стандарт, определяющий содержание вредных веществ в выхлопных газах. - «Известия»).
- У нас сегодня в республике есть 19 иностранных автомобилей, дальнейшая судьба которых пока неизвестна. Так как ни один из литовских автомобилей (ранее ввезенных на территорию РФ незаконно) не выдерживает экокласс, то возможно предположить, что их мы продадим на запчасти, - сказал Шерстобитов. - Пока мы ждем экспертного заключения - возможно, автомобили будут вовсе спрессованы, и в итоге государственная казна пополнится за счет продажи металлолома.
Сегодня, согласно опубликованному на официальном сайте Росимущества списку легковых автомобилей на продажу, Toyota Corolla 2011 года выпуска, находящаяся в Томской области, обойдется покупателю как минимум в 566 тыс. (начальная цена на торгах); Opel Astra 2011 года будет разыгран в Астраханской области 1 сентября 2015 года - его начальная цена составит 350 тыс. рублей.
Как пояснил Шерстобитов, торги могут проходить как непосредственно в территориальных управлениях Росимущества, так и по адресу коммерческих «поверенных» компаний, на складах которых стоят конфискованные автомобили.
- Мы в республике будем осенью продавать 20 автомобилей, и их цена ниже рыночной. Они все старенькие - выпуск до 2002 года, - сказал Шерстобитов. - Тем не менее сложно говорить, какова процентная разница между ценой рынка и каждого конкретного конфискованного транспортного средства, потому что большинство автомобилей долгое время простаивали - сначала на таможне, а после - из-за моратория на продажу - на складах.
В свою очередь, в пресс-службе ФАС РФ сообщили, что сегодня в компетенцию ведомства не входят вопросы о реализации движимого имущества (в частности, автомобилей), его стоимости и качества.
- Однако если автомобиль будут продавать на торгах, по итогам которых в ведомство поступит жалоба, то мы, конечно, рассмотрим ее в установленном законом порядке, - добавили в пресс-службе.
Адвокат, член Национального антикоррупционного комитета Павел Зайцев считает, что снятие запрета на продажу было необходимо, так как ранее автомобили попросту ржавели и не приносили дохода государству. Тем не менее коррупционных рисков, по мнению эксперта, не избежать.
- Об интересном тендере могут сообщать только своим, а потенциальных покупателей отпугивать раздутыми историями о проблемах с автомобилями. Организаторы тендера могут цену понижать или, наоборот, завышать в зависимости от того, кого они видят покупателем. Одним могут сказать, что машина была несколько раз в аварии, а другим - наоборот, - сказал Зайцев. - «Междусобойчики» в конкурсах повсеместны: машины, скорее всего, будут реализовываться как на честных торгах, так и на фальсифицированных. Я уверен, что первое время аукционы будут проводиться по всем правилам, но только первое время.
Адвокат полагает, что снизить коррупцию может открытое информирование о каждом из лотов.
- Нужно следить прежде всего за дорогостоящими автомобилями. И уведомлять о проведении конкурсов нужно не на сайтах ведомств, а в открытой центральной и местной прессе. Также нужно проводить независимые экспертизы реализуемых авто, потому что некоторые эксперты, оценивающие транспорт, могут быть в доле, - говорит Зайцев. - Реальная цена на автомобиль должна падать на ту сумму, которая потребуется для решения в дальнейшем технических проблем с транспортом. Обязательно к лотам должны быть приложены фотографии автомобилей со всех сторон.