В финансовый отчет за второй квартал 2015 года компания впервые включила специальный раздел о рисках из-за возможного ужесточения санкций США и ЕС по поставкам иностранных комплектующих.
Из документа следует, что нынешние санкции пока серьезно не сказались на функционировании компании.
Однако ужесточение санкций фактически поставит крест на программе Sukhoi SuperJet 100 - это следует из отчета и в этом сходятся независимые авиационные эксперты.
Расчет на заграницу
Самолет Sukhoi SuperJet 100 изначально создавался на базе зарубежных технологий - иностранные узлы составляют в конечном продукте российских авиастроителей от 40 (оценка производителя) до 80 (данные независимых экспертов) процентов.
Объемы закупок комплектующих для серийного производства, согласно отчетам компании, варьируются из года в год, но находятся в тех же рамках - от 50 до 80 с небольшим процентов.
«Для чего это было сделано: с одной стороны, отечественные комплектующие не всегда есть. Например, у нас нет такого двигателя - такого класса, такой экономичности, такой тяги. То же самое бортовая авионика - все бортовое оборудование импортное, все без исключения», - объясняет авиационный эксперт Вадим Лукашевич.
По его оценке, для рентабельности проекта компании надо продать от 400 до 700 самолетов - такого внутреннего спроса в России просто нет. Поэтому второй причиной высокой доли иностранных компонентов в конструкции машины Лукашевич считает необходимость выходить с ней на внешние рынки.
«Сразу пошли на большое количество иностранных комплектующих для того, чтобы облегчить эксплуатацию машины за рубежом и решить все вопросы сертификации», - говорит эксперт.
По мнению обозревателя журнала «Взлет» Александра Веловича, иностранные комплектующие составляют около половины стоимости самолета Sukhoi SuperJet 100.
Санкции пока не влияют
В новом отчете «Гражданских самолетов Сухого» констатируется, что «текущие санкции не влияют» на поставки комплектующих, хотя и отмечаются случаи с задержкой поставок отдельного оборудования.
Одновременно компания признает - хотя и не объясняет причин этого в отчете - значительное снижение темпов производства: на 2015 год запланирован выпуск всего 21 машины.
Для сравнения, в 2014 году было собрано 37 «суперджетов», а для окупаемости проекта, по признанию руководства компании, необходимо выйти на выпуск как минимум 60 самолетов в год.
Впрочем, с начала серийного производства «Сухому» удалось заключить контракты на поставку всего 130 машин, из которых на данный момент уже эксплуатируется около 70.
«До точки окупаемости, даже самой оптимистической, еще очень и очень далеко. Я вообще не уверен, что этот самолет когда-нибудь сам себя окупит», - заключает Александр Велович, уточняя, что его скептическая оценка даже не учитывает возможный эффект от санкций западных стран.
«Отсутствует возможность замены»
Компания «Гражданские самолеты Сухого» в отчете за второй квартал этого года называет ужесточение западных санкций жизненно критическим риском для проекта Sukhoi SuperJet 100.
«В случае распространения санкций на поставки авиационной техники (не только военного и двойного назначения, но и для гражданского назначения) отсутствует возможность альтернативной замены ПКИ (комплектующих)», - констатируют авторы документа, имея в виду продукцию нескольких иностранных производителей.
В документе приводятся и другие риски: в частности, использование самолетов Sukhoi SuperJet 100 на рейсах в Крым может привести к запрету на их обслуживание.
«Машина настолько сильно зависит от иностранных комплектующих, что если будет прекращена их поставка или какой-то их части, то можно говорить о том, что программа накрылась», - считает Вадим Лукашевич.
Эксперт подчеркивает, что угроза запрета на послепродажное обслуживание самолетов столь же серьезна, как и отказ поставлять комплектующие для сборки.
По словам Лукашевича, ресурс двигателя до планового ремонта невелик, а запчасти для него российский производитель заказывает у иностранных подрядчиков.
Бразильский конкурент
Газета «Ведомости» со ссылкой на представителя «Гражданских самолетов Сухого» сообщила о том, что минпромторг России совместно с компанией разработали некий «план импортозамещения компонентов в авиастроении», где «суперджету» уже найдено 22 российских аналога западным деталям.
Вадим Лукашевич признает, что какие-то комплектующие действительно можно выпускать и в России, хотя запуск их серийного производства потребует от полугода до полутора лет, на которые сборку SSJ100 придется остановить.
«Какие-то моменты можно заменить, но их немного. В основном связанное с каркасом самолета и авиационными системами: какие-то гидроцилиндры, стойки, тяги и так далее. Но если мы говорим об авионике, то у нас ее просто нет», - повторяет Лукашевич.
Главная проблема - с двигателем. По мнению Лукашевича, даже если отечественный двигатель для «суперджета» найдется, в такой комплектации самолет будет неконкурентноспособным.
«С нашими двигателями с их экономичностью такая машина не будет нужна никому за рубежом, учитывая, что у нас очень сильные конкуренты в лице Embraer», - приводит Лукашевич в пример бразильскую разработку такого же класса.
Александр Велович еще более категоричен - он считает, что других двигателей для SSJ100 просто нет.
«Если санкции ужесточатся, то ни о каком импортозамещении речи быть не может, это только какой-то другой может быть самолет», - резюмирует эскперт.
Вадим Лукашевич согласен с тем, что говорить в данном случае об импортозамещении попросту несерьезно.
«Самолет настолько 'иностранный', что проще создать новый с нуля. Как только мы говорим об импортозамещении в SuperJet, мы просто хороним эту программу», - говорит Лукашевич.
«Других самолетов просто нет»
Вместе с тем обозреватель журнала «Взлет» Александр Велович обращает внимание на то, что дальнейшие санкции западных стран в отношении авиационной промышленности России вряд ли стоит рассматривать лишь в контексте компании «Гражданские самолеты Сухого».
Если санкции действительно распространятся на сферу гражданской авиации, просто встанет весь воздушный транспорт России, предупреждает эксперт.
«90 процентов пассажиропотока в России перевозится на самолетах Boeing и Airbus. Если уж совсем все будет плохо, то введением санкций западные страны могут просто воспрепятствовать эксплуатации всего авиационного парка российских авиакомпаний», - объясняет Велович.
До сих пор руководители Евросоюза и США не обсуждали возможность введения таких санкций.
При сохранении нынешней ситуации Александр Велович предлагает считать удачей, если «Сухой» произведет хотя бы 200−250 самолетов - хотя это количество и не окупит проект.
«Это будет относительный успех - просто потому, что никаких других самолетов в России, измеряемых сотнями экземпляров, их просто нету. Других самолетов просто нет. Это в общем единственный сейчас проект российской авиационной промышленности, который хоть как-то эксплуатируется - пусть с болезнями, с проблемами. А если его остановить, то вообще вся российская гражданская техника сойдет к нулю», - заключает Александр Велович.
По данным Счетной палаты на 2011 год, разработка Sukhoi SuperJet 100 обошлась России в 44 млрд рублей, хотя до этого в российской прессе называлась в три раза большая сумма - 4 млрд долларов.
Изначально самолет предполагалось продавать по 35 млн долларов за штуку, при объявленной себестоимости в 28 млн долларов.
«Аэрофлот», имеющий преференции как первый и самый пока крупный заказчик новой разработки, по некоторым данным, получает «суперджеты» по цене 23−25 млн долларов, что в значительной степени удлиняет срок достижения окупаемости проекта.
Виктор Нехезин, Би-би-си, Москва